Яблочный спас: традиции и обычаи
Пришел Яблочный спас, и пришло время пожинать плоды. До праздника почти ничего из нового урожая есть нельзя было, разве что огурцы. А после – хоть на все сразу набрасывайся! Воздерживались, в том числе, и от яблок. Считалось, что до праздника они еще не созрели до конца. Так что срывать их можно только в назначенный день и нести святить в церковь – и только потом кушать (до этого язычники верили в то же самое и проделывали обряд освящения на алтаре).
Особенно строго придерживались этой традиции семейные пары, которые потеряли детей. Считалось, что их умершие чада на том свете едят яблоки, которые родители не доели за них на земле.
В этот день строгий Успенский пост можно прервать, добавив в свой рацион рыбу и вино. Люди готовили множество разнообразных блюд с яблоками, которые только можно придумать,
Интересно, что церковный праздник Преображения Господнего связан также и с мистическими таинствами, пришедшими к нам из дохристианских времен. Яблоки становятся волшебными. Откусив кусочек плода, можно загадать желание — и оно обязательно сбудется. Так что женщины помоложе многие плоды понадкусывают, прежде чем положить их в пирог или в таз для варенья, приговаривая: «Что загадано — то надумано! Что надумано — то сбудется! Что сбудется — не минуется!»
Интересно, что церковный праздник Преображения Господнего связан также и с мистическими таинствами, пришедшими к нам из дохристианских времен. Яблоки становятся волшебными. Откусив кусочек плода, можно загадать желание — и оно обязательно сбудется. Так что женщины помоложе многие плоды понадкусывают, прежде чем положить их в пирог или в таз для варенья, приговаривая: «Что загадано — то надумано! Что надумано — то сбудется! Что сбудется — не минуется!»
Эти обычаи уходят корнями во времена до нашей эры. А христианской церковью Спас отмечается с IV века, когда святая Елена возвела на горе Фавор храм в честь Преображения Господня.
А поле на Яблочный спас засевали по-особенному. На поле приходил священник со святыми иконами и окроплял вспаханную землю святой водой, причем обыкновенно один из хозяев бросал на освященные места хлебные зерна.С этого дня и начинался засев.
А в конце дня провожали закат солнца в поле с песнями и прощались с летом.и угощали ими друг друга. Также предписывалось угощать и бедных и бездомных.
Немає коментарів:
Дописати коментар